Веселуха

8 477 подписчиков

Свежие комментарии

  • jursem@mail.ru Пенхасов Ю.С.
    Не советую умной-скромной и красивой возражать. Можете остаться без че-го-то своего красивого...Неадекватный юмор...
  • jursem@mail.ru Пенхасов Ю.С.
    МНЕ ТОЖЕ ИНОГДА ОХОТА ПОСМОТРЕТЬ МОРЩИНКИ НА ТЕЛАХ ПРОХОДЯЩИХ ДЕВУШЕК, НО ОНИ, ВИДАТЬ, КОМУ-ТО ДРУГОМУ ИХ НЕСУТ… ОБИ-...Неадекватный юмор...
  • jursem@mail.ru Пенхасов Ю.С.
    А мужчинам можно вдвоём ходить в хорошем лифчичке?Прикольные вывеск...

Как несчастная любовь польского подводника определила судьбу Эстонии (6 фото)

Как несчастная любовь польского подводника определила судьбу Эстонии (6 фото)

Зачем польская подлодка «Орёл» в сентябре 1939 ушла в Таллин?
Будь эта история сценарием к кинофильму, даже не знаем, в каком жанре он был бы снят: военная драма, политический детектив, морские приключения, любовная лирика или даже шпионский роман. История удивительная и судьбоносная – по крайней мере, для одной из прибалтийских стран.

Как несчастная любовь польского подводника определила судьбу Эстонии (6 фото)

Польская подводная лодка «Орел»

Странный приказ командира

Итак, представим себя на борту новейшей польской подводной лодки «Орел» (ORP Orzeł) посреди Балтийского моря в начале сентября 1939 года. Война, ставшая мировой, вовсю бушует на территории Польши. О поддержке поляков заявила Великобритания. Все польские морские порты захвачены немецкими войсками. Что делать?!

Как несчастная любовь польского подводника определила судьбу Эстонии (6 фото)

Польская ПЛ «Орёл»

На этот счёт у командира субмарины командора-подпоручника Хенрика Клочковского были отчётливые инструкции: идти в нейтральную Швецию и интернироваться там. Однако 8 сентября 1939 года командир «Орла» отдаёт приказ – идти в Таллин! Ситуация осложняется еще и внезапной болезнью командира – сильные рези в животе. Корабельный санитар предполагает широкий спектр болезней от отравления до аппендицита и брюшного тифа.

Так или иначе, но 15 сентября 1939 года польский «Орёл» швартуется в таллинском порту.

Клочковского прямо от трапа увозят в госпиталь. Под давлением немецкого посольства, Эстония приступает к разоружению лодки: выгружают торпедный боезапас, изымают морские карты. Командование лодкой, пришвартованной у эстонского пирса, перешло к заместителю командира – капитану флота Яну Грудзиньскому.

Как несчастная любовь польского подводника определила судьбу Эстонии (6 фото)

Ян Грудзиньский

Побег «Орла»

Через два дня пребывания в эстонском порту до команды «Орла» доходит шокирующее известие: 17 сентября на территорию Польши вторгся Советский Союз. Оказавшись в тисках между Германией и СССР, польская армия оказывается в тяжелейшем положении. В этих условиях экипаж «Орла» решается на побег из Таллина.

Командир минно-торпедной группы поручник флота Анджей Пясецкий ухитряется сломать портовую лебёдку и задерживает выгрузку торпед из отсеков «Орла». Старшина радиотелеграфистов боцман Котецкий саботирует разборку гирокомпаса, хитроумно переключив внимание эстонских контролёров на работу электромоторов внутрикорабельной вентиляции.

В ночь с 18 на 19 сентября польские подводники захватывают двух эстонских часовых, задраивают люки и полным ходом вырываются из таллинской гавани. Вслед беглецам бьют пулемёты с эстонского сторожевого корабля, однако «Орлу» удалось вырваться в открытое море и погрузиться. Эстонских часовых позднее высадят на острове у шведского побережья.

Как несчастная любовь польского подводника определила судьбу Эстонии (6 фото)

На борту «Орла»

Поляки принимают решение идти в Великобританию, чтоб воевать вместе с союзниками. На лодке нет ни одной карты – всё изъято эстонцами. Офицеры ПО ПАМЯТИ рисуют карту Балтийского и Северного морей, находят где-то в трюме старый сборник маяков побережья Балтики и от маяка к маяку, практически наощупь, минуя многочисленные банки и острова, проходят сложнейшими проливами Каттегат и Скагеррак.

14 октября, спустя практически месяц блуждания по Балтийскому и Северному морям, «Орел» ошвартовался в британской военно-морской базе Розайт. До июня 1940 года польские подводники в составе британского Королевского флота успели совершить 8 походов и потопить один немецкий транспорт. В начале июня 1940 «Орел» погиб в Северном море со всеми членами экипажа.

Как несчастная любовь польского подводника определила судьбу Эстонии (6 фото)

ПЛ «Орёл» в британской базе Розайт

Повод для Кремля

Однако наша история на этом не заканчивается, наоборот! Бегство недоинтернированной польской подлодки из Таллина вызвало глубокую озабоченность в Кремле. К тому же, во второй половине сентября 1939 года на Балтике «неизвестной подводной лодкой» был потоплен советский пароход «Металлист» и атакован пароход «Пионер». Имела ли к этому отношение беглая польская подлодка, доподлинно неизвестно (я лично очень сомневаюсь), однако для Советского Союза это стало поводом заявить о том, что правительство Эстонии подвергает опасности советское судоходство на Балтике.

«Побег интернированной польской подводной лодки из Таллина показывает, что правительство Эстонии или не хочет, или не может поддерживать порядок в своей стране и тем самым ставит под угрозу безопасность Советского Союза, — заявил нарком иностранных дел Вячеслав Молотов. — Подводная лодка была отремонтирована в Таллине, снабжена топливом, ей были оставлены 6 торпед и дана возможность уйти. Советский Союз, у которого на Балтийском море значительные интересы: большой порт в Ленинграде, большие военные и торговые флоты, ничем не защищен от подобных неожиданностей и в будущем. Необходимо дать Советскому Союзу действенные гарантии для укрепления его безопасности… и заключить военный союз или договор о взаимной помощи, который вместе с тем обеспечивал бы Советскому Союзу права иметь на территории Эстонии опорные пункты или базы для флота и авиации».

По требованию советской стороны 28 сентября был заключен Пакт о взаимопомощи между СССР и Эстонией. На территории прибалтийской страны был размещен советский военный контингент, а через короткое время Эстония вошла в состав Советского Союза.

Несчастная любовь командора-подпоручника

Судьба небольшой прибалтийской страны – это важно, но не менее интересна и человеческая драма, развернувшаяся на фоне большой политики. Мы совсем забыли о заболевшем командире подлодки, отдавшем судьбоносный приказ о переходе в Таллин. Мотив Хенрика Клочковского идти в Эстонию, по мнению историка и писателя-мариниста Николая Черкашина, был связан с его давней влюбленностью в супругу торгпреда польского посольства в Эстонии – Марину Крыжановскую. Пани Марина неоднократно навещала своего давнего друга Хенрика в больнице с букетом красно-белых гвоздик. Даже весть о бегстве своей подводной лодки из Таллина командор-подпоручник Клочковский воспринял спокойно – главное, с ним рядом была любимая женщина!

Однако история любви не успела развернуться. Летом 1940 года Эстония вошла в состав СССР. Пан торговый советник Крыжановский был арестован чекистами и отправлен в лагерь для польских офицеров под Осташковым. Марина Крыжановская разделила судьбу мужа – её сослали в Казахстан, село Чернореченское. Представляю себе тоску пани Марины: после уютных таллинских улочек оказаться в глинобитной мазанке на берегу Иртыша…

Как несчастная любовь польского подводника определила судьбу Эстонии (6 фото)

Мемориальная табличка в Морском музее в Таллине

Что же стало с героем-любовником Хенриком Клочковским? Его НКВД почему-то не тронул. Моряк перебрался в Ленинград (до революции он там жил и учился), а с началом Великой Отечественной войны присоединился к формируемой в СССР польской пехотной дивизии имени Костюшко и сразу же угодил под польский военный суд.

Его разжаловали в матросы, но тюремного заключения назначено не было. Клочковский нанялся на американское торговое судно и всю войну ходил на нём в составе Северных конвоев с ленд-лизовскими грузами. Умер в 1950-х годах в полном забвении в Америке.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх